Laboratory of Bioassay

aminin.jpg










The Head of Laboratory, 
Dmitry Aminin, Ph.D.




The main goals

Study of the biological activity of natural and synthetic compounds. Study of antimicrobial growth-stimulatory activities and phyto-regulatory activity in the models of agricultural plants. Screening of compounds for the detection of cytotoxic, hemolytic, embryotoxic, antibacterial, antifungal and antitumor activity using different cell line cultures. Search for compounds with hepatoprotective and immunomodulatory properties. MRI study of agents having protective properties in experimental models of ischemia, stroke, cerebral arterial hypertension of animals. Reconstruction of biologically active compounds in the bilayer lipid membranes (BLMs) and the investigation of their pore-forming properties. Establishing a relationship between the structure of the substance and its biological activity. Computer simulation of the spatial structure of biological molecules. Modeling the interaction of biologically active compounds with intracellular targets.

Highlights and perspectives

The in vitro interactions between triterpene glycoside, cucumarioside A2-2, isolated from the Far-Eastern holothurian Cucumaria japonica, and mouse splenocyte and peritoneal macrophage biomembranes were studied. Cucumarioside A2-2 exhibited strong cytotoxic effect in the micromolar range of concentrations and showed pronounced immunomodulatory activity in the nanomolar concentration range. Cucumarioside A2-2 effectively interacted with immune cells and increased the cellular biomembrane microviscosity. This interaction led to a dose-dependent reversible shift in cellular membrane potential and temporary biomembrane depolarization; and an increase in [Ca2+]i in the cytoplasm. There are at least two binding sites for [3H]-cucumarioside A2-2 on cellular membranes corresponding to different biomembrane components: a low affinity site match to membrane cholesterol that is responsible for the cytotoxic properties, and a high affinity site corresponding to a hypothetical receptor that is responsible for immunostimulation. The most likely membrane targets of this glycoside can be purinergic receptors of P2X family (predominantly P2X1 and P2X4). Cucumarioside A2-2 acts as an allosteric regulator which able to withdraw purine receptor inactivation by extracellular ATP and provide a recovery of Ca2+ conductivity of macrophage membrane. The pharmacokinetic behavior parameters of cucumarioside A2-2 in mouse spleen was determined after i.p. drug administration. Using differential image analysis of protein 2D gels followed by MALDI-ToF MS identification the number of differentially expressed target proteins were determined after mouse splenocyte incubation with cucumarioside A2-2 and frondoside A. These proteins participate in phagocytosis, cell proliferation, adhesion and motility, and enhance the natural cellular defense barrier that is necessary to fight pathogens.

Cucumarioside A2-2 influences tumor cell viability at micromolar concentrations. The EC50 for glycoside estimated by non specific esterase assay and MTT assay was 2.1 and 2.7 mM, respectively. Cucumarioside A2-2 at sub-cytotoxic range of concentrations exhibits a cytostatic effect by blocking cell proliferation and DNA biosynthesis in the S phase. It may induce apoptosis in tumor cells through caspase-dependent way bypassing activation of p53-dependent segment. The anticancer and pro-apoptotic properties of cucumarioside A2-2 may be due to direct interaction of the glycoside with tumor cells. Cucumarioside A2-2 and сumaside exhibits antitumor activity against various forms of experimental mouse Ehrlich carcinoma in vivo, both alone and in the combination with cytostatics. Frondoside А, cucumarioside А2-2, and their complexes with cholesterol in non-cytotoxic concentrations block the activity of membrane transport protein, P-glycoprotein in cells of mouse Echrlich carcinoma cells preventing an efflux of fluorescent probe Calcein from the cell. These results in decrease of multidrug resistance (MDR) of cells by glycosides and their complexes with cholesterol may have a perspective in use as blockers of MDR during anticancer therapy.

The anticancer effect of thiacarpine, a synthetic analogue of the known cytotoxic alkaloid polycarpine isolated from the Pacific ascidian Polycarpa aurata, was investigated in vivo experiments using mouse solid Ehrlich carcinoma tumor as the target. A high-resolution magnetic resonance imaging (MRI) technique using a MR tomograph "PharmaScan" US70/16 (Bruker, Germany) was used for visualization and quantification of tumor size. Fluorescence microscopy and image analysis were applied to determine Ehrlich carcinoma cell chromatin condensing (apoptosis) and necrosis in Ehrlich carcinoma cells at the action of thiacarpine in in vitro experiments. The scan and size calculations of the tumor and some mouse organs were carried out during the experiments. Thiacarpine in a total dose of 100 mg/kg was found to exhibit the delay in growth of the mouse tumor. The antineoplastic effect of this compound was accompanied by an increase in the life time of experimental mice in comparison with the control group of animals. The ability of thiacarpine to induce apoptosis in carcinoma cells may contribute to thiacarpine anticancer effects against mice solid Ehrlich carcinoma in vivo detected by MRI.

The influence of histochrome® and mexidol on morphofunctional characteristics of the brain and the behavior of premature aging OXYS rats and Vistar rats were studied. Using the method of MRI it was found that the symptoms of neurodegenerative changes are present in OXYS rats aged 3 months, but in 12 months rats are significantly marked. Histochrome® (at dosage of 1 mg/kg for 5 days) reduced the anxiety and increased search and exploratory activity in one year old OXYS rats that is greater than that of mexidol (4 mg/kg for 7 days). Both drugs had a positive impact upon the morphological and functional characteristics of the brain. Their effects associated with the correction of diffuse white matter changes and reduction of edema were comparable, but only histochrome® reduced the severity of demyelination processes.


Using computer modeling and structural bioinformatics methods high precision full atomic models of 3D-structures were generated for proteins:

porins, immunoglobulin binding protein Skp and phospholipase A of Gram-negative bacteria genus Yersinia; it was found the structural differences OmpC and OmpF porins, the models of Yersinia OmpF porin mutants, a model of complex Skp trimer with human immunoglobulin IgG1;

actinoporins, neurotoxins and Kunitz-type inhibitors from the tropical sea anemone Heteractis crispa (formerly Radianthus macrodactylus), and actinoporins from the sea anemone Oulactis orientalis of the Japan Sea; detected differences actinoporins tropical and northern seas, and it is shown that sphingomyelin-dependent actinoporin-like type of action is due to structural conservative part of the molecules; built models of the anemone peptides complexes with target proteins (G-actin, integrin, trypsin, chymotrypsin and ion channels);

mannan-binding lectin from the coelomic fluid of the sea urchin Strongylocentrotus nudus and show that features substrate specificity of the lectin due to differences in the structure of the loops involved in the formation of the carbohydrate binding site

All-atomic models of the spatial structure of hydrolytic enzymes from marine organisms and bacteria were generated and established the structures of their active sites: α-N-acetylgalactosaminidase of marine bacterium Arenibacter latericius KMM 426T, modifying the blood group A antigen; α-galactosidase of the marine bacterium Pseudoalteromonas sp. KMM, modifying the blood group B antigen; S1-type nuclease of marine fungus Penicillium melinii; endo-1,3-β-D-glucanases from the shellfishes and their complexes with molecules of the substrates, an inhibitor and an acceptor.

All-atomic models of the spatial structure of chitosan and its derivatives, LPS and chitooligosaccharide complexes with LPS, myeloid differentiation factor-2 and Toll-like receptor-4 were generated. LPS complexes with the lipid bilayer modified acyl derivatives of chitosan were generated and potential binding sites and the energy of interaction of LPS with modified bilayer were identified

A theoretical models of the 3D-structure of chitosan, kappa-carrageenan and their complexes in solution were generated. It was found that chitosan can have multiple binding sites with carrageenan double helix

The pore-forming activity and thermal stability of porins were studied and the 3D-structure models were generated (OmpF , OmpC and OmpY porins Yersinia pseudotuberculosis; OmpC and OmpY porins from Y. ruckeri, OmpC and OmpY porins Y. enterocolitica, mutant OmpF-porins Y. pseudotuberculosis with deletion outer loops L1, L6 and L8, porin from the marine bacterium P. haloplanktis).

Phyto-regulatory activity was studied for series of natural and synthetic compounds: virescenosides A, B, C, F, G, M, N, P, Q and V, cyclopentane β, β'- triketones, coruscanone B and its methyl enol ether, coruscanone A and its 14 synthetic analogues, various classes of lipids, sterols, pigments, phenolic compounds, polysaccharides and ethanol extract derived from a medicinal plant Kalanchoe daigremontiana, and extracts of brown algae polysaccharides extracted from seaweed: laminaran and fucoidan from L. cichorioides, polymannuronic acid and fucoidan from F. evanescens, Antivir and β-D- glucooligosaccharides - products of enzymatic transformation of laminarans. Plant cultures which are sensitive to phyto-regulatory action and parameters of this regulatory action were established. Cyclopentane β, β'-triketones were found to be a new class of plant growth regulators.

The effect of decumbenones A, B and C from the marine-derived strain of the fungus Aspergillus sulphureus on the growth of seedling roots of buckwheat, wheat, barley and corn was studied. It was shown that decumbenone B had a stimulatory effect on the growth of seedling roots of buckwheat, decumbenone A - on the growth of seedling roots of spring soft wheat, decumbenone C - on the growth of seedling roots of spring barley, decumbenone A, B and C - on the growth of seedling roots of corn. The stimulatory effect for some substances was shown at ultra-low concentrations of 10−12 - 10−18 M. It is shown that biologically active substances from marine organisms have not only a stimulatory effect on the growth of buckwheat seedling roots, but also stimulate productivity and rutin content there.


International cooperation

*Department of Chemistry, Oregon State University (Corvallis, Oregon, USA);

* Proteome Center Rostock (Rostock, Germany);

*National Chiao Tung University, Department of Biological Science and Technology (HsinChu,Taiwan).


Lab staff

Aminin D.L. (Head of Lab., senior researcher, PhD); Anisimov M.M. (Chief researcher, Dr. Sci., professor); Likhatskaya G.N. (senior researcher, docent, PhD); Agafonova I.G. (senior researcher, PhD); Yurchenko E.A. (researcher, PhD); Pislyagin E.A. (junior researcher, PhD); Chingizova (Martiyas) E.A. (junior researcher, PhD); Chaikina E.L. (researcher); Menchinskaya E.S. (PhD student)

Лаборатория биоиспытаний и механизма действия биологически активных веществ

Руководитель подразделения:

aminin.jpg

АМИНИН Дмитрий Львович
кандидат биологических наук

Научные сотрудники:

Anisimov.jpgАгафонова.jpgLikhatskaya_site.jpg
АНИСИМОВ
Михаил Михайлович
,
д.б.н. ,гл.н.сотр
АГАФОНОВА
Ирина Григорьевна,
к.б.н. , с.н.с.
 ЛИХАЦКАЯ 
Галина Николаевна, 
к.ф-м.н. , доцент, с.н.с.
Pislyagin.jpgChaykina.jpgMartiyas.jpg
ПИСЛЯГИН
Евгений Александрович,
к.б.н., м.н.с.
ЧАЙКИНА
Елена Леонидовна,
н.с.
МАРТЫЯС
Екатерина Александровна,
к.б.н., м.н.с.
Yurchenko.jpg

Menchinskaya.jpg


ЮРЧЕНКО
Екатерина Александровна,
к.б.н., н.с.
 МЕНЧИНСКАЯ 
Екатерина Александровна, 
к.б.н.


Основные научные направления

Изучение биологической активности природных и синтетических соединений. Изучение антимикробной, рост-стимулирующей и фиторегулирующей активностей на моделях проростков сельскохозяйственных растений. Проведение скрининга среди соединений для обнаружения цитотоксической, гемолитической, эмбриотоксической, антибактериальной, антифунгальной и противоопухолевой активностей на моделях культур клеток животных. Поиск соединений с гепатозащитными и иммуномодулирующими свойствами. Исследование методом МРТ препаратов, обладающих протекторными свойствами на экспериментальных моделях ишемии, инсульта головного мозга и артериальной гипертензии животных. Реконструкция биологически активных соединений в бислойные липидные мембраны (БЛМ) и исследование их порообразующих свойств. Установление зависимости между структурой вещества и его биологической активностью. Компьютерное моделирование пространственной структуры биологических молекул. Моделирование взаимодействия биологически активных соединений с внутриклеточными мишенями.

 

Основные результаты

Проведено исследование иммуномодулирующих свойств тритерпенового гликозида кукумариозида А2-2 и созданного на его основе нового препарата кумазид. Показано, что кукумариозид А2-2 взаимодействует с мембранами иммунокомпетентных клеток и обратимо увеличивает микровязкость биомембран. Такое взаимодействие приводит к обратимому изменению мембранного потенциала, деполяризации биомембран и обратимому увеличению концентрации ионов Са2+ в цитоплазме за счет его поступления из внеклеточного пространства. На мембранах макрофагов существует два сайта связывания кукумариозида А2-2 (высокоаффинный и низкоаффинный), характеризующихся различными константами диссоциации комплекса гликозид-рецептор. Одними из молекулярных мишеней действия кукумариозида А2-2 являются пуринергические рецепторы Р2Х семейства (Р2Х1 и Р2Х4 типа), обеспечивающие Са2+ проводимость в мембранах макрофагов и активацию клеток. Кукумариозид А2-2 действует в качестве аллостерического модулятора пуриновых рецепторов, связываясь с ними, усиливая ответ клеток на АТФ и частично снимая эффект десенсибилизации рецепторов. Установлены фармакокинетические параметры поведения кукумариозида А2-2 в селезенке мыши при внутрибрюшинном введении препарата. Определен ряд белков-мишеней, одинаковым образом экспрессирущихся в лимфоцитах после их инкубирования с тритерпеновыми гликозидами. Эти белки принимают непосредственное участие в регуляции фагоцитоза, клеточной пролиферации, клеточной адгезии и клеточной подвижности, усиливая тем самым защитный клеточный барьер в борьбе с патогенами.

Показано, что кукумариозид А2-2 обладает цитотоксическим эффектом в отношении клеток асцитной карциномы Эрлиха в микромолярном диапазоне концентраций с ЕС50 = 2,1-2,7 мкМ. В нецитотоксическом наномолярном диапазоне концентраций гликозид проявляет свойства цитостатика, блокирует пролиферацию опухолевых клеток и биосинтез ДНК в S-фазе. Гликозид вызывает апоптоз опухолевых клеток по каспазо-зависимому пути минуя р53-зависимый путь. Кукумариозид А2-2 и кумазид проявляют противоопухолевую активность в отношении различных форм экспериментальной мышиной карциномы Эрлиха in vivo, как самостоятельно, так и при сочетанном действии с цитостатиками. Фрондозид А, кукумариозид А2-2 и их комплексы с холестерином в не цитотоксических концентрациях способны блокировать активность мембранного Р-гликопротеина в клетках асцитной карциномы Эрлиха мыши, препятствуя таким образом оттоку флуоресцентного зонда Calcein из клеток. Благодаря способности блокировать мультилекарственную устойчивость (МЛУ) клеток эти гликозиды и их комплексы с холестерином могут оказаться перспективными в качестве ингибиторов МЛУ при терапии онкологических заболеваний.

Исследовано влияние Гистохрома® и мексидола на морфофункциональные характеристики головного мозга (ГМ) и поведение преждевременно стареющих крыс линии OXYS и Вистар. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) установлено, что признаки нейродегенеративных изменений присутствуют у крыс OXYS в возрасте 3 мес., а в 12 мес. - имеют выраженный характер. Гистохром® (1 мг/кг в течение 5 дней) в большей степени, чем мексидол (4 мг/кг в течение 7 дней) снизил тревожность и повысил поисково-исследовательскую активность годовалых крыс OXYS. Оба препарата позитивно повлияли на морфофункциональные характеристики ГМ. Их эффекты, связанные с коррекцией диффузных изменений белого вещества, снижением отека были сопоставимы, но только гистохром® снизил выраженность процессов демиелинизации.

Исследована in vivo противоопухолевая активность тиакарпина, синтетического аналога цитотоксического алкалоида поликарпина, выделенного из асцидии Polycarpa aurata, на модели солидной формы мышиной карциномы Эрлиха. Методами МРТ высокого разрешения было установлено, что тиакарпин тормозит развитие опухоли, эффект сопровождается увеличением времени жизни экспериментальных животных. Методом анализа флуоресцентного изображения клеток было показано, что тиакарпин вызывает индукцию апоптоза в клетках карциномы, что может являться основной причиной противоопухолевой активности.

Методами компьютерного моделирования и структурной биоинформатики получены полноатомные модели высокой точности пространственных структур белков:

- поринов, иммуноглобулисвязывающего белка Skp и фосфолипазы А грамотрицательных бактерий рода Yersinia; проведена молекулярная симуляция поринов в липидном бислое, рассчитаны структуры комплексов поринов с антибиотиками, показаны структурные различия OmpF и OmpC поринов иерсиний, построены модели мутантов OmpF поринов; построена модель комплекса тримера Skp с иммуноглобулином человека IgG1;

– актинопоринов, нейротоксинов и ингибиторов Куниц-типа тропической актинии  Heteractis crispa (прежнее название Radianthus macrodactylus), и актинопоринов из актинии Японского моря Oulactis orientalis; обнаружены отличия актинопоринов тропических и северных морей и показано, что сфингомиелинзависимый актинопориновый тип действия обусловлен структурно консервативной частью молекул актинопоринов; построены модели комплексов пептидов актиний с белками-мишенями (G-актином, интегрином, трипсином, химотрипсином и ионными каналами);

- маннан-связывающего лектина из целомической жидкости морского ежа Strongylocentrotus nudus и показано, что особенности субстратной специфичности  лектина обусловлены отличиями в строении петли, участвующей в образовании сайта связывания углеводов.

Построены полноатомные модели пространственных структур гидролитических ферментов из морских организмов и бактерий и установлены структуры их активных центров: α-N-ацетилгалактозаминидазы из морской бактерии Arenibacter latericius KMM 426T, модифицирующей антигены крови группы А; α-галактозидазы из морской бактерии Pseudoalteromonas sp. KMM, модифицирующей антигены крови группы В;      нуклеазы S1 типа из морского гриба Penicillium melinii ; эндо-1,3-β-D-глюканаз моллюсков и их комплексов с молекулами субстрата, ингибитором и акцептором.

Построены полноатомные модели пространственных структур хитозана и  его производных, комплексов хитоолигосахаридов с ЛПС, фактором миелоидной дифференциации-2 и толл-подобным рецептором-4. Получены модели комплексов ЛПС с липидным бислоем, модифицированным ацильным производным хитозана и определены потенциальные сайты связывания и энергии взаимодействия ЛПС с модифицированным бислоем

Изучена порообразующая активность, термостабильность  и построены модели структуры OmpF , OmpC и OmpY поринов из Yersinia pseudotuberculosis; OmpC и OmpF поринов  из Y. ruckeri, OmpC и OmpF поринов Y. enterocolitica, мутантных OmpF-поринов Y. pseudotuberculosis с делециями наружных петель L1, L6 и L8, поринов из морской бактерии P. haloplanktis


Изучена фиторегулирующая активность серии природных и синтетических соединений: виресценозидов A, B, C, F, G, M, N, P, Q и V, природного циклопентанового β,β'-трикетона, корусканона В, его метилового енольного эфира, корусканона А и его 14-ти синтетических аналогов, различных классов липидов, стеринов, пигментов, фенольных соединений, полисахаридов и этанольного экстракта, полученных из лекарственного растения Kalanchoe daigremontiana, экстрактов бурых водорослей и полисахаридов, выделенных из морских водорослей: ламинарана и фукоидана из L. cichorioides, полиманнуроновой кислоты и фукоидана из F. evanescens, антивира и β-D-глюкоолигосахаридов - продуктов ферментативной трансформации ламинарана. Установлены культуры, проростки которых чувствительны к фиторегулирующему действию, и параметры этого регулирующего действия. Получены результаты, подтверждающие, что циклопентановые β,β’-трикетоны являются новым классом регуляторов роста растений.

Изучен эффект декумбенонов В и С, выделенных из штамма гриба морского происхождения Aspergillus sulphureus на рост корней проростков сельскохозяйственных культур. Декумбенон B стимулировал рост корней проростков гречихи, декумбенон А - рост корней проростков пшеницы, декумбенон C - рост корней проростков ячменя и декумбеноны A, B и C - рост корней кукурузы. Стимулирующий эффект для некоторых веществ был отмечен при сверхнизких концентрациях в диапазоне 10-12 - 10-18 М. Показано, что биологически активные вещества из морских организмов имеют не только стимулирующее воздействие действие на рост проростков гречихи, но и увеличивают содержание рутина в гречневой крупе.

Международное научное сотрудничество
Сотрудники лаборатории проводят совместные исследования с:

  • Орегонским университетом (Department of Chemistry, Oregon State University, Corvallis, Oregon, USA) 
  • Центром протеомики г. Росток (Proteome Center Rostock, Germany) 
  • Национальным университетом Дзяо Тун, Факультет биологических наук и технологий (National Chiao Tung University, Department of Biological Science and Technology, Taiwan).