12 ноября 2020

Наперекор судьбе

В этом году, когда весь мир сотрясает пандемия короновируса, порой кажется вообще невозможной организация каких-либо научных экспедиций. Но сила жизни как раз и состоит в том, что она гораздо разнообразнее любых наших представлений о ней и с поразительной настойчивостью, словно росток сквозь асфальт, умеет находить пути своего продолжения даже через самые тяжёлые препятствия. 

Этой осенью в российской Арктике работали сразу три научно-исследовательских судна. Одно из них – «Академик М.А. Лаврентьев». Из-за пандемии дата выхода судна в море неоднократно переносилась. В какой-то момент судьба экспедиции вообще оказалась под сомнением, хотя всё оборудование уже было завезено и распаковано. Поэтому можно представить, с каким воодушевлением была встречена новость о начале рейса.

В задачи рейса №90, организованного ТОИ ДВО РАН и длившегося с 5 сентября, входило геопрофилирование с целью установления рельефа морского дна, исследования состава морской воды на различных глубинах, мониторинг состояния атмосферы и радиационного фона, разведка потенциальных залежей газогидратов, отбор проб морского грунта с целью его геологического описания, изучения химического состава и изменения структуры донных отложений во времени, сбор и изучение планктона в поверхностных водах.

Со стороны ТИБОХ ДВО РАН работы велись по следующим направлениям: 
1. Отбор проб донного грунта с целью изучения:
1.1. бактериального состава
1.2. микологического состава
1.3. проведения метагеномных исследований методами молекулярной биологии
2. Сбор морских актиний с целью дальнейшего изучения их токсинов

Работы велись в районе хребта Ломоносова, являющегося продолжением российского континентального шельфа, на 80° с.ш. и 140 150° в.д. До Северного полюса оставалось чуть более 1000 км. Всего было отработано 5 шельфовых и 16 глубоководных станций. Глубины составляли до 2546 м, что потенциально даёт чрезвычайно перспективный материал для изучения. Как известно, глубины свыше 1000 м – это царство вечной тьмы, а в данном случае эта тьма была ещё и долгое время накрыта льдами. 

После этого судно обогнуло с запада Новосибирские острова и прошло вдоль материкового побережья к островам Врангеля и Геральд, где отработало ещё 19 станций. Стоит отметить, что в этом же районе уже вела исследования экспедиция ННЦМБ ДВО РАН и ТИБОХ ДВО РАН на НИС «Академик Опарин».

Также стоит отметить и то, что во всех указанных районах работ льды не наблюдались. Это хорошо соотносится с данными из различных городов России об аномально тёплой осени и, вкупе с данными о снижении выбросов парниковых газов в атмосферу на фоне пандемии, позволяет усомниться в масштабе антропогенного влияния на глобальное изменение климата.

На пути следования экспедиции попадались киты, моржи и полярные совы, что конечно же делало арктические будни более яркими и запоминающимися.

Сейчас судно находится в Петропавловске-Камчатском и вскоре двинется на изучение глубоководных районов Тихого океана.

Будем надеяться, что ведущиеся в эту непростую пору морские исследования не только разведают для будущих поколений достаточное количество полезных ископаемых, но и внесут свою лепту в создание технологий, способных защитить их от всевозможных инфекций!

Алексей Белик

← Возврат к списку

 

Яндекс.Метрика