29 марта 2019

Открыт первый новый вид морских бактерий из донных осадков Чукoтского моря

Описание новых микроорганизмов всегда открывает новые возможности для биотехнологии, поскольку их культивирование позволяет получать новые биологически активные вещества, в том числе белковые катализаторы-ферменты. Моря Восточного сектора Арктики совершенно не изучены в качестве источника новых бактерий и грибов.

Во время недавней морской экспедиции на НИС «Академик Опарин» (группой сотрудников ТИБОХ ДВО РАН, которой руководил к.х.н. Т.В. Маляренко) были собраны образцы донных осадков специально для поиска новых микроорганизмов. Один из таких образцов нашими микробиологами был выделен и в январском номере международного научного журнала Archives of Microbiology за 2019 год описан новый вид морских бактерий Winogradskyella profunda sp. nov. Выделение проводили д.б.н. Л.А. Романенко и к.б.н. В.В. Куриленко. Руководил этими исследованиями заведующий лабораторией микробиологии чл.-корр. РАН В.В. Михайлов. Молекулярно-генетические и морфологические свойства этой бактерии показали, что она принадлежит к роду Winogradskyella, также открытому в ТИБОХ ДВО РАН и названному в честь знаменитого русского микробиолога Сергея Николаевича Виноградского (1856-1953 гг.). Типовой штамм этой бактерии хранится в Коллекции морских микроорганизмов (КММ) ТИБОХ ДВО РАН. Уже сейчас ясно, что эта грамотрицательная аэробная бактерия интересна своими липидными компонентами, в частности, в ней д.б.н. В.И. Светашевым из Национального центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН найдены два новых аминолипида и неизвестный ранее фосфолипид. Поиск новых морских бактерий, обитающих в Северном Ледовитом океане продолжается.