19 сентября 2017

Лектин из мидии модулирует иммунный ответ

В результате плодотворного сотрудничества Лаборатории химии неинфекционного иммунитета ТИБОХ ДВО РАН под руководством к.б.н. О.В. Черникова с учеными из Тайваня выполнено исследование по изучение влияния на иммунную систему лектина CGL, выделенного из дальневосточной мидии Crenomytilus grayanus. Полученные данные опубликованы в престижном журнале Scientific Reports (IF 4,847), входящим в издательство Nature Publishing Group.

Работа может стать основой для разработки новых иммуномодулирующих препаратов на основе обширного класса белков – лектинов, основным свойством которых является способность обратимо и избирательно связывать углеводы, что обусловливает различные биологические свойства.

В этом исследовании мы продемонстрировали, что CGL является потенциально полезным иммуномодулирующим агентом. Лектин влияет на продукцию цитокинов (основных сигнальных молекул иммунной системы) в макрофагах и у мышей, а также увеличивает бактерицидную активность макрофагов и индуцирует их толерантность к эндотоксинам.

Выполненная работа только начало исследований в данном направлении, уже показавшая значимые результаты. Однако для того чтобы CGL в будущем стал основой для лекарства, предстоит провести еще много экспериментов, понять детальный механизм действия, выявить рецептор на поверхности клеток. Этот лектин можно будет использовать в неинвазивных методах лечения.

Эта работа представляет особый интерес ещё и потому, что CGL выделяют из съедобного моллюска, имеющего экономическую ценность.